Семинары, тренинги и мастер-классы

Главная | Полезное | Особенности рынка краткосрочного бизнес-обучения в Москве

Особенности рынка краткосрочного бизнес-обучения в Москве

…надо стараться выяснить – не кто знает больше, а кто знает лучше.
Мишель Монтень


Для HR-менеджеров и руководителей стало привычным делом обращаться к специализированным компаниям, предлагающим услуги по бизнес-обучению. Выбор большой: более 100 компаний в Москве предлагают свои услуги, из них более 40 наиболее активно играют на этом рынке и удовлетворяют до 80% спроса.
Эта статья – итог исследования рынка бизнес-обучения г. Москвы. Ее цель – помочь заинтересованным менеджерам и специалистам правильно сориентироваться при выборе подобного рода услуг.
Итак, разные компании предлагают разные формы и виды обучения и развития, как стандартные, так и редкие. Например, практически все компании, относящие свою деятельность к обучению и развитию персонала, предлагают тренинги, семинары и консалтинг (управленческий, организационный, кадровый и др.). Относительно новое, а потому модное предложение – коучинг – встречается реже. Сравнительно немногие оказывают такие услуги как оценка и тестирование персонала, управление проектами, системное обучение, построение и внедрение бизнес-систем, создание и продажа профессиональных учебных фильмов.

Основные направления: консалтинг, тренинг, коучинг.
Широк выбор консалтинговых услуг (его оказывают 80% компаний, специализирующихся на бизнес-обучении). Высококвалифицированные специалисты готовы проконсультировать руководителей разного уровня по самым разным вопросам функционирования организации:
  • управленческий консалтинг (предлагают70% опрошенных компаний)
  • консалтинг в области организационного развития (около 65% компаний)
  • кадровый консалтинг (предлагают 50%)
  • финансовый консалтинг (25%)
  • маркетинговый консалтинг (20%)
  • ИТ-консалтинг (предлагают10% консалтинговых компаний)
  • юридический консалтинг (предлагают менее 10% консалтинговых компаний)

    Сегодня тренинги стали достаточно популярны. В результате мы имеем большой выбор тренинговых «продуктов». Конкуренция порождает новые формы и новые названия, - так появляются семинары и тренинг-семинары. В чем отличие одного от другого? В степени активности участников. Если это семинар, то теоретической информации будет больше, а если это тренинг, то здесь по большей части отработка навыков и «добывание знаний из опыта группы». При этом имеем в виду, что это наше мнение исходя из понимания русского языка и названия форм обучения. Не все наши коллеги разделяют данное понимание и часто ставят равенство между тренингом и семинаром.
    Это что касается форм. А вот содержание не так активно успевает изменяться. Не так просто придумать ноу-хау в направлениях, в которых популярны активные формы бизнес-обучения:
    · Продажи
    · Маркетинг
    · Общие управленческие компетенции
    · Управление персоналом.

    Очень часто за разными названиями обучающих программ и разной стоимостью скрывается одинаковое содержание. В этом вопросе стоит проявить осмотрительность.

    Как ни странно, остается открытым вопрос о том, как соотносятся понятия: тренинг и консалтинг. На первый взгляд, разница очевидна, а на практике мы наблюдаем, что не все одинаково далеко разводят эти понятия. Кто-то считает, что тренинг – это часть консалтинга, кто-то наоборот, а кто-то использует эти понятия как разные, независимые. Здесь существуют различия в терминологии - возможно потому, что слова эти «не родные», а пришедшие к нам от западных соседей

    Видимо, это разные понятия, существующие как явления в симбиозе. Ведь именно в результате консалтинга выясняется целесообразность тренинга. Хотя зачастую, именно тренинг инициирует консалтинговые проекты в организации. И то, и другое - это инструменты для достижения новых возможностей в бизнесе.

    Однако, кроме известных «тренинга» и «консалтинга», встречается еще и волнующее слово «коучинг». Что же это такое? Согласно словарям, КОУЧИНГ (от англ.Coaching), значит тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или состязаниям, а также наставлять, воодушевлять, тренировать.
    В бизнесе – это поддерживающее отношение к клиенту, которое ставит основной акцент на то, чтобы клиент достигал своих целей, самостоятельно решая проблемы, стоящие перед ним, добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей. При этом КОУЧИНГ - вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности. Основной отличительной особенностью коучинга является то, что коуч (тренер) помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него.
    Это классическое понимание коучинга, в этом виде он зарождался в США. В России же, надо заметить, суть этого консультационного процесса весьма отличается от традиционной. Многие консалтинговые фирмы предлагают коучинг, но за этим могут стоять несколько разные услуги, не исключено, что в итоге это выльется в очередной «соус» для консалтинга. И если Вам предлагают коучинг, не лишним будет уточнить: «А что именно предлагается?».

    Цены на услуги.
    Теперь о ценах. Потенциальному потребителю тренинговых и консалтинговых услуг не просто определить, где дорого, а где приемлемо (понятия «дешево» на рынке нет). Для этого придется произвести ряд математических операций, дабы привести цены к «единому знаменателю». А все потому, что за время существования и развития консалтинговых, тренинговых компаний на отечественном рынке (около 15 лет) не сложилось общепринятого ценоисчисления. Что это значит? Это значит, что в разных компаниях Вам скажут:
  • Цену за весь тренинг (семинар), а это, ни много ни мало, от 2-ух дней и более (23% компаний).
  • За тренинговый день. Клиент умножает на количество дней и… только потом задумывается. (56%).
  • За 1 час работы тренера. Без калькулятора не обойтись, меньше 6 часов тренинги предлагают редко (21%).

    Итак, интересны все же живые цифры - что и почем? Точно можно сказать одно: по-разному. Не затрагивая вопроса, лучше ли то, что дороже, приведем немного статистики.

    Как выбирать?
    Вряд ли найдется HR-менеджер, который останется равнодушным к заверениям продавцов консалтинга, что сами консультанты, непрерывно повышают свой профессиональный уровень в учебных заведения, внушающих доверие. Да еще к тому же имеют за плечами практический опыт работы (говорят, что успешный).
    При выборе стоит обратить пристальное внимание на личность консультанта, тренера или преподавателя (здесь тоже нет единой терминологии, поэтому будем называть так, как ближе нашему пониманию: бизнес-консультант), т.к. она (личность) влияет не только на стоимость всего проекта, но и на его эффективность. Поэтому про бизнес-консультантов – отдельная часть статьи.

    Конечно, они есть носители, хранители и «развиватели» знаний. Они высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди. Они знают себе цену. Они имеют много заказов, как от консалтинговых фирм, так и напрямую от компаний-клиентов. Консалтинговые компании то же знают цену хороших консультантов и желают видеть их в своем штате. Однако удовольствие это не из дешевых, вот и приходится соглашаться, что консультанты будут сотрудничать с другими «провайдерами» (компаниями, обеспечивающими предоставление услуг консалтинга). Отсюда получается, что консалтинговые компании конкурируют не только за клиентов, но и за консультантов.
    Трудно говорить о разнообразии в сфере бизнес-обучения (а как может быть иначе, если не менее 5 компаний продают тренинг одного консультанта, а другой учился у первого, и его продают еще 10 компаний). Иногда, складывается впечатление, что все занимаются всем и везде.
    Далеко не каждая консалтинговая (тренинговая) компания готова ответить на вопрос: «В чем заключается Ваша индивидуальность?». Интересен факт, что индивидуальные отличия различных компаний зачастую совпадают:
    - «Мы индивидуально подходим к каждому клиенту» (34% опрошенных).
    - «Наша индивидуальность в наших консультантах и бизнес-тренерах – они у нас самые лучшие» (30% опрошенных).
    - «Мы ведем комплексную работу» (10% опрошенных).

    Помимо этих тенденцией, существуют примеры работы постоянной команды бизнес-тренеров (10-15 % консалтинговых компаний). И это есть достижение, достойное уважения. Как правило, только преуспевающие фирмы имеют такую возможность.
    Однако нельзя судить об успешности по наличию или отсутствию постоянного штата консультантов, скорее это стиль работы. Баланс находится, как обычно, посередине, т.е. когда у компании имеется устойчивое ядро постоянных тренеров и консультантов, а наряду с этим есть возможность приглашать внешних специалистов для выполнения эксклюзивных бизнес-задач. Но и эти компании не всегда четко формулируют свои конкурентные преимущества.

    Учитывая все вышеизложенное, сориентироваться, действительно, трудно: все обещают успех, правда, за определенную сумму. Как же сделать так, чтобы при выборе бизнес-обучения вложенные инвестиции оправдались?
    При выборе консалтинговой компании мы бы рекомендовали руководствоваться следующими критериями:
    1. Деятельность консалтинговой компании должна базироваться на фиксированных стандартах.
    2. У компании должны быть в наличии способы контроля эффективности бизнес-обучения.
    3. Предлагаемые компанией программы должны быть ориентированы на решение конкретных бизнес-задач компании-клиента.

    Желаем Вам успехов в организации бизнес-обучения и надеемся, что эта статья поможет Вам достичь новых ступеней в бизнесе!


Семинары и тренинги. 2009 © FinS.ru